Сергей Лавров обсудил в Баку перспективы урегулирования территориального спора
(Коммерсантъ) Глава МИД РФ вчера посетил Баку с рабочим визитом, в ходе которого обсудил с руководством Азербайджана проблему Нагорного Карабаха. Местные политики и эксперты предположили, что российский министр мог попытаться убедить руководство страны принять некие предложения Москвы по решению давней проблемы. Собеседники “Ъ” в Ереване, впрочем, дали понять: единственным возможным выходом из тупика было бы привлечение к переговорам в качестве самостоятельного игрока руководства непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР). В Баку же с таким подходом по-прежнему категорически не согласны.
В МИД РФ накануне рассказали, что поездка Сергея Лаврова в Баку была организована “в соответствии с ранее достигнутой договоренностью”. Однако известно о визите в Азербайджан стало практически в последний момент: на прошлой неделе в рабочем плане министра на вторник стояло лишь выступление перед студентами МГИМО.
Выполнив обязательную программу на 1 сентября, министр вылетел в Баку на переговоры с президентом Ильхамом Алиевым и главой МИДа Эльмаром Мамедьяровым. Во время открытой части встречи господин Алиев назвал отношения между РФ и Азербайджаном “стратегическим партнерством, которое уже достаточно давно сформировалось и охватывает практически все сферы нашей жизни”. А Сергей Лавров обратил внимание на то, что в двусторонних экономических отношениях “все идет по восходящей, несмотря на международную конъюнктуру”.
Накануне пресс-секретарь азербайджанского МИДа Хикмет Гаджиев сообщил агентству “Интерфакс-Азербайджан”, что одна из ключевых тем переговоров — “роль России в переговорном процессе по урегулированию карабахской проблемы”. Сергей Лавров вчера действительно затронул эту тему в открытой части беседы с господином Алиевым, выразив надежду на достижение прогресса по проблеме, зашедшей в тупик.
Конфликт разразился в 1988 году, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из Азербайджанской ССР. После военных действий 1992-1994 годов Баку потерял контроль над этой территорией, но по-прежнему считает ее частью страны. Периодически на линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск происходят столкновения, которые не обходятся без жертв с обеих сторон.
В конце прошлого года источник “Ъ”, близкий к Кремлю, дал понять, что “развязка может быть найдена уже очень и очень скоро”. Однако прорыва не произошло, а ситуация в регионе, наоборот, ухудшилась. Сергей Лавров же за последний год не раз поднимал тему будущего Карабаха, называя достижение договоренностей “одним из приоритетов российской внешней политики”. “Россия играет роль в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, поскольку оба народа — и армянский, и азербайджанский — нам не чужды,— заявил вчера “Ъ” источник в МИД РФ.— Но я часто слышу, что ключи от урегулирования находятся в Москве, хотя на самом деле они находятся в Баку и Ереване. Главное, чтобы ни одна из сторон не использовала ситуацию неурегулированного конфликта для наращивания напряженности и вооружений на границе”.
В мае на встрече с Эльмаром Мамедьяровым министр Лавров отметил: “Есть реальная база для достижения договоренностей. С этим все согласны. Сейчас нужно, чтобы это понимание было переведено на язык конкретных формулировок”. Затем министры встретились 17 июля, и именно тогда, по данным депутата парламента Азербайджана Расима Мусабекова, российская сторона могла передать Баку некие новые конкретные предложения по Карабаху. “Можно предположить, что они не вызвали позитивной реакции у высшего азербайджанского руководства, и Лавров прибывает в Баку с тем, чтобы лично дать необходимые разъяснения и убедить в целесообразности их принятия”,— написал в понедельник депутат на своей странице в Facebook. И напомнил, что накануне министр Мамедьяров совершил краткосрочный визит в Турцию — возможно, для проведения консультаций со стратегическим союзником Баку по поводу инициативы РФ.
Азербайджанский политолог Орхан Гафарлы в разговоре с “Ъ” связал проблему Нагорного Карабаха с двусторонним сотрудничеством между Москвой и Баку в военной сфере: “Азербайджан хочет купить у России оружие, но Москва будет готова продать его только в случае принятия ее предложений по Нагорному Карабаху”. По словам эксперта, Москва добивается от Баку письменных гарантий того, что закупленное оружие не будет использоваться против Армении, “но в условиях войны за Нагорный Карабах это фактически невозможно”. “Другое дело, что Азербайджан нацелен в первую очередь на закупки систем ПРО, и они могут быть осуществлены, если будут даны обязательства использования этих систем исключительно в качестве гарантии безопасности поставок азербайджанского газа в Европу”,— добавил господин Гафарлы.
Собеседник “Ъ”, близкий к Минобороны Армении, признался: Ереван беспокоит тот факт, что Россия продает Азербайджану оружие. “Мы этого не понимаем”,— отметил он. При этом обеспокоенности по поводу визита Сергея Лаврова в Баку собеседник “Ъ” не выразил: “Россия и Азербайджан — суверенные государства, и это нормально, что глава МИД России посещает Азербайджан и обсуждает разные аспекты, в том числе ситуацию в Нагорном Карабахе. Тем более что Россия сопредседательствует в Минской группе ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию и обеспокоена ситуацией в районе границ республики”.
Впрочем, в Армении уверены, что прогресс в деле урегулирования невозможен без выполнения одного условия, по-прежнему неприемлемого для Баку,— привлечения к переговорам руководства непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР). “Без НКР все достигнутые договоренности будут носить искусственный характер, они не могут быть навязаны народу республики”,— заявил “Ъ” президент организации “Русско-армянское содружество”, политолог Юрий Навоян. Он отметил: сопредседатели Минской группы (РФ, США, Франция) также считают, что на финальном этапе НКР должна быть подключена к переговорам.
Вместе с тем сейчас, как утверждает господин Навоян, Баку занимает неконструктивную позицию: отказывается восстанавливать экономические и гуманитарные отношения с НКР, “чередует заявления о приверженности мирному разрешению конфликта с угрозами в адрес Армении и Карабаха”, а также активно использует “концепцию врага”, тем самым “отвлекая население от внутренних проблем”.
Следующая встреча противоборствующих сторон, как ожидается, состоится в сентябре: главы МИД Армении и Азербайджана вместе с американским сопредседателем Минской группы Джеймсом Уорликом проведут переговоры на полях заседания Генассамблеи ООН. Эту информацию “Ъ” вчера подтвердил дипломатический источник в Ереване, не исключив, что предварительно представители Минской группы посетят армянскую столицу для проведения дополнительных консультаций.
Павел Тарасенко, Ольга Кузнецова
фото: Юрий Навоян